Вышневолоцкий район
Историческая справка по святым источникам Вышневолоцкого уезда.
Святой источник близ д. Яковлево (территория совр. Вышневолоцкого р-на). Известен по документам XIX века. Расположен в стороне от дд. Стройково, Фешино, Яковлево между дорогой из Фешино на Первитино и рекой Латынь. Территория, где был расположен родник, входила в состав Спас-Ясеновского прихода (совр. с. Есиновичи). В конце XIX столетия на святой источник была перенесена деревянная часовня из д. Яковлево. Часовня разрушена в 1930х гг. и использована под строительство зерносклада.
Святой источник близ д. Алексеевская (территория совр. Спировского района). Известен по документам с первой половины XIX века. По данным за 1847 г. близ деревни Алексеевской над источником была устроена часовня в честь Георгия Победоносца. Часовня была «деревянная, на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон... В ней два окна и две рамы со стёклами, укрытыми железными решётками. Покрыта часовня тёсом, не окрашена, входная дверь с западной стороны, запирается личиною с навесным замком». Часовня была приписана к Смоленскому приходу с. Выдропужск. О дальнейшей судьбе часовни неизвестно. Часовня не сохранилась.
Святой источник Покрова Пресвятой Богородицы с. Выдропужск (территория совр. Спировского района). Расположен при въезде в с. Выдропужск со стороны г. Москвы по правую сторону федеральной автомобильной дороги М10. Известен с древнейших времён. По местному приданию близ источника существовал мужской монастырь (по некоторым сведениям Николаевский – Выдропуский). Монастырь был разрушен в смутное время. В народе это место называют «Покров». По некоторым сведениям здесь существовала так же одноимённая деревянная церковь, но когда она была упразднена неизвестно. На месте монастыря в XVIII в. была устроен Императорский путевой дворец. На самом источнике по данным за 1847 г. существовала часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она описывалась так: «Часовня деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стоящая за Выдропускою ямскою слободою в близком разстоянии от нея по направлению Московского шоссе на левой стороне, на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон, длиною 4 сажени, шириною 2 сажени; крыльца с западной стороны шириною 3 аршина, с боков по 2 аршина, с колонными столбами; обита тёсом и выкрашена маслянною краскою жёлтого цвета, крыша окрашена красною краскою. На часовне имеется глава покрыта листовым железом, крест на ней железный, позлащён червонным золотом. Входная дверь с запада стеклянная с железными решётками, запирается навесным замком. Иконостас в часовне деревянный в 1 ярус, окрашен белою крскою под лак с резьбою позлащённою на полимент червонным золотом». Вплоть до закрытия Выдропужского прихода на родник совершались крестные ходы. В 1930е гг. часовня была разрушена. При строительстве объездной дороги Москва-Ленинград источник был закатан под асфальт, но пробился. Из-за этого пришлось срочно создавать сложное инженерное решение по отводу вод источника в сторону от автодороги. Современный Покровский источник – вытекает из трубы, которая в свою очередь проложена под трассой М10. Под самой дорогой устроен резервуар, куда непосредственно и попадают воды источника. Трудами настоятеля Выдропужского прихода протоиерея Георгия Беляева источник облагорожен. Над ним установлен крест, а близ него деревянная Покровская часовенка (не действует). Ежегодно на престольный праздник Смоленской иконы Божией Матери на источник совершается крестный ход со списком с чудотворной иконы Выдропусской Одигитрии с освящением воды и чтением акафиста.
Святой источник Георгия Победоносца с. Выдропужск (территория совр. Спировскиого района). Расположен на берегу реки Тверцы по течению выше Старого моста в центре с. Выдропужск. Известен с древнейших времён. По данным за 1847 г. на роднике была устроена часовня в честь великомученика Георгия Победоносца. Описывалась часовня так: «Часовня святого великомученика Георгия в Выдропуской слободе на берегу реки Тверцы по течению ея на левой стороне над протекающим в реку источником, деревянная, - так описывали современники часовню на роднике святого Георгия, - на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон. В длину и ширину часовня 4,5 аршин, крыльца же длиною 3 сажени и 1 аршин, шириною с запада 4,5 аршина, с боков по 2,5 аршина. Обшита тёсом и выкрашена маслянною краскою жёлтого цвета, крыша же окрашена краскою красного цвета на масле, крест на ней железный, позлащён червонным золотом на гульфарбу. Входная дверь с западной стороны стеклянная с железною решёткою, низ деревянный, запирается навесным замком. Иконостас в часовне деревянный, окрашен голубою краскою на масле». Часовенку украшали иконы Господа Вседержителя, справа от него праздника Преполовения Пасхи - к этому образу в сам праздник ежегодно совершался крестный ход, а слева от иконы Вседержителя был образ великомученика Георгия. У входа в часовню стоял в кивоте за стеклом ещё один образ Георгия Победоносца. Издревле холм над Тверцой был местом поклонения - изначально древнеславянским божествам, а затем после принятия христианства - Единому Богу. Распространение нового вероучения первоначально шло по судоходным рекам. Тверца в то время была частью древнего торгового пути «из варяг в греки». Поэтому жители древнего Выдропужска были крещены одними из первых в Спировском крае. Здесь же был поставлен одним из первых и христианский храм. В XV-XVI вв. на месте этой часовни стоял одноимённый храм Георгия Победоносца. С ним связаны основные события «Повести о Выдропусской Одигитрии». На этом месте на пепелище была обретена невредимая икона Богоматери, здесь же в храме по левую сторону от царских врат и хранилась в иконостасе выдропужская святыня, пока не была похищена муромским воином, сюда же она чудесно возвратилась, здесь и была прославлена многими чудесами. Рядом с деревянной Георгиевской церковью были расположены дворы причта и жителей села. Храм и дворы причта были центром древнего погоста Георгиевского в Мокрынях. В 1545 г. «Книга Бежецкой Пятины так описывала центр погоста: «В Мокрынях же погост Выдропуск на речке на Тверце, а в нём церковь Георгей Великий, а дворов на погосте: двор поп Калмак, двор дияк церковной, двор проскурница, а бобылей: двор Митка, двор Офонко, пашни 5 коробей. Да к погосту – ж придал Федор Курчебин из своего усадища из Горы к церкве 2 поля, в одном на 5 коробей, а в другом по тому ж, сена нет. Земля церковная в обжи не положена». В начале XX века вода в источнике почиталась целебной от болезней глаз. Часовня над источником была разрушена в 1930е гг. Но люди всё равно продолжали приходить сюда. В 1990х гг. трудами протоиерея Георгия Беляева на источнике была сделана купальня, установлен крест. Ежегодно 10 августа на престольный праздник Смоленской иконы Богоматери сюда совершается крестный ход с освящением воды. Ежегодно на праздник Богоявления Господня 19 января в полночь здесь совершается Великое освящение воды и по традиции проходят купания в святом источнике.
Святой источник близ монастыря Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке. (Информацию собираю). Источников при Казанской обители было два, один ближний, на котором располагалась церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот источник известен с XV века. Именно близ него была найдена чудотворная Казанская икона пресвятой Богородицы, чудесно уцелевшая после пожара в городском соборе. Икону несколько раз пытались перенести обратно в собор, но она каждый раз возвращалась на это место. Горожане, видя во всём этом особый промысел Божий, устроили над родником часовню в честь Казанской иконы Богоматери. Часовня была приписана к Казанскому собору г. Вышний Волочёк. Проездом (старая дорога на Москву шла близ родника) в часовне у Казанской иконы молились царствующие особы. Так упоминаются в документах – императоры Александр I и Николай I. В 1835 г. одна из благочестивых купеческих вдов Акулина Хваловская просила разрешение устроить на роднике трёхпридельный храм, а при нём общежительный монастырь, но получила отказ. В одном из документов, приложенных к этому делу часовня над источником описывалась так: «Часовня деревянная, построена издревле, отстоящая от города Вышнего Волочка на 3й версте по тракту Московской дороги, покрыта тёсом, осмиугольная, длиною и шириною 13 аршин в твёрдости на ней крест и глава, обиты жестью, в коей часовне по прозьбе приходящих для поклонения чудотворному образу Божией Матери именуемой Казанскою не только Вышневолоцких граждан, но и отдалённых мест жителей совершаются Казанского собора священноцерковнослужители молебствия, без священника особых богомолий не бывает… Внутри часовни резной позлащённый иконостас с колоннами коринфского ордена покрытыми, равно как и пиастры сине-голубою гладью, и иконостас розовою масляною краскою. В оном иконостасе образ пресвятыя Богородицы Казанский мерою высоты аршин 9 вершков, ширины аршин четыре вершка, на нём риза серебряная позлащённая, работанная 1787 г., убрус и подбородок на оном вынизаны из жемчуга редкой доброты местами украшенныя камнями гранёными вставками и звезда с стразами, пред сим образом лампада большая серебряная». Во второй половине XIX века близ источника был основан Казанский женский монастырь, а над источником устроена каменная церковь-ротонда в честь Казанской иконы Богоматери. Церковь относилась к ведению Казанского собора. В то же время близ монастыря был устроен «Дальний ключик» - второй по величине родник, над ним была устроена деревянная сень с куполом и крестом. После закрытия Казанского монастыря в 1925 г. родники просуществовали вплоть до первых послевоенных лет. Затем оба родника сравняли с землёй руководители воинской части, которой принадлежала территория монастыря. Сейчас место первого и второго родников установить сложно – скорее всего они расположены в сильно заболоченной местности между Казанским монастырём и Мальдоном (Тверецкий шлюз) и затоплены.
Святой источник Параскевы Пятницы в д. Пятницкое (современный Максатихинский район) (Информацию собираю). Расположен близ дороги на Николо – Теребенский мужской (ныне женский) монастырь близ д. Пятницкое. Трудами первого настоятеля Николо-Теребенского прихода иерея Геннадия Севастьянова над родником устроена часовня в честь Параскевы Пятницы.
Святой источник в с. Сельцо – Карельское (современный Удомельский район). (Информацию собираю).
Святой источник близ с. Алексейково (современный Лесной район). Один из нескольких родников расположенных по берегам озера Павловское между с. Алексейково и д. Федотково. В народе это место прозвано Таран - от названия насосной станции которая стояла на роднике до революции, с помощью этой станции в гору в усадьбу дворян Ладыгиных подавалась родниковая вода. По местному приданию, от родника к главному усадебному дому проложены под землёй трубы из липы, а внутри они обиты тонкими листами серебра. Некоторые утверждают, что выкапывали эти трубы, и они были совершенно целыми. После разгрома усадьбы большевиками насосная станция была уничтожена, но на родник продолжали ходить люди за чистой водой. В середине 1990х гг. над родником была устроена часовня и купальня. Ежегодно с середины 1990х гг. на роднике совершается водосвятные молебны.
Денис Ивлев
г. Вышний Волочек
http://matveevo.prihod.ru/articles/view/id/30985
Присылайте исторические материалы на адрес seyat@mail.ru
Связь с автором проекта: Тел. 8-910-836-34-85 Анатолий Серов
На Главную страницу